Маркетинговые исследования, организация, исполнение и контроль, полевой части маркетинговых исследований, Исследования конъюнктуры промышленных и потребительских рынков, Ценовые исследования, Исследования потребителей, Исследование торговых марок, товаров и услуг, Качественные исследования, Количественные исследования, Кабинетные исследования.
на главную карта сайта
Петречук и партнеры - маркетинговые исследования

Что такое Фокус группы

Ситуация применения

  • Изучение глубинных мотиваций потребителей (при выборе марки, использовании продукта или услуги и т.д.);
  • Генерирование идей при разработке концепции продукта, коммуникативной стратегии, позиционировании товара или услуги;
  • Разработка упаковки, рекламы, названия, слоганов, логотипов и т.п;
  • Изучение моделей потребительского и покупательского поведения.

Методика проведения

  • Групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию.
  • Оптимальное количество участников одной ФГ - 8-10 человек. Производится отбор <типичных> представителей интересующей исследователя группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.
  • Средняя продолжительность дискуссии - 2-2,5 часа. Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом (из-за которого представители заказчика могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия). Все происходящее записывается на видео- и аудиопленку.
  • Как правило, в рамках одного исследования проводится не менее 3-4 фокус-групп.

Достоинства метода

  • Для получения информации о глубинных психологических механизмах потребительского поведения применяется большое количество проективных методик.
  • В отличие от прямых вопросов, которые позволяют определить осознаваемые реакции потребителей на товар или услугу, проективные методики помогают выявить глубинное, эмоциональное отношение к объекту.
  • В ходе обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.
  • Максимальная возможность для свободной генерации новых идей;
  • Возможность для Заказчика принимать участие на всех этапах исследования.

Недостатки метода

  • Субъективный характер полученной информации. Ограниченное число участников не позволяет абстрагироваться от субъективных особенностей восприятия, как это происходит в случае репрезентативного количественного опроса.
  • Как и любой качественный метод, фокус-группы не могут решить количественных задач - определить объем рынка, протестировать цену или вероятность покупки, выдать средние оценки по группе и т.п.
  • Метод фокус-групп не работает при изучении интимных и сугубо личных тем, в том числе связанных с полом, финансами; при изучении разногласий противостоящих друг другу позиций; а также при изучении проблем, в отношении которых действуют строгие общественные нормы, в этом случае на мнение респондента может повлиять позиция <большинства>. При этом некоторые крупные компании обладают методиками проведения виртуальных фокус-групп. Подробнее о данных методиках можно прочесть здесь (http://www.gfk.ru/Go/Page?id=240)
  • Сложность обработки и интерпретации полученных в ходе ФГ данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.
  • Сложность проведения фокус-групп в России состоит в том, что есть совсем небольшое количество профессиональных модераторов способных корректно вести дискуссию не склоняя респондентов в свою сторону. Именно поэтому при проведении фокус групп модераторов приглашают из крупных городов.
Дополнительно о фокус-группах можно прочесть здесь: http://www.levada.ru/focusgroup.html